Бесплатный звонок по России
info@srosumma.ru

Правовое регулирование экспертной деятельности

Единый бесплатный контакт-центр

8 800 77 555 13
Онлайн-консультант

Правовое регулирование экспертной деятельности

Правовое регулирование экспертной деятельности в Российской Федерации: анализ Приказа Минюста России от 01.09.2025 № 222 "Об утверждении Порядка определения уровня квалификации экспертов…"

Аннотация: В статье рассматриваются основные положения и нововведения, введенные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.09.2025 № 222 «Об утверждении Порядка определения уровня квалификации экспертов и их аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы в Российском федеральном центре судебной экспертизы имени профессора А. Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации и региональных центрах судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации». Анализируются структура и функции экспертно-квалификационных комиссий, процедура аттестации экспертов, а также основания для отказа в аттестации.

Ключевые слова: судебная экспертиза, эксперт-право, аттестация экспертов, Минюст России, экспертно-квалификационная комиссия, квалификационные требования.

Введение

Судебная экспертиза играет важнейшую роль в отправлении правосудия, обеспечивая компетентную оценку специальных знаний по различным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. В связи с этим, вопросы квалификации и аттестации судебных экспертов приобретают особую актуальность. 1 сентября 2025 года Министерством юстиции Российской Федерации был издан Приказ № 222, утверждающий новый порядок определения уровня квалификации экспертов и их аттестации в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее – Приказ № 222). [publication.pravo.gov.ru, rg.ru] Целью настоящей статьи является анализ основных положений и нововведений, введенных данным приказом, с точки зрения их влияния на правовое регулирование экспертной деятельности в Российской Федерации.

1. Общие положения

Приказ № 222 регулирует процедуру определения уровня квалификации и аттестации экспертов, работающих в Российском федеральном центре судебной экспертизы им. профессора А.Р. Шляхова (РФЦСЭ) и региональных центрах судебной экспертизы Минюста России. Данная процедура направлена на обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности экспертов, что, в свою очередь, способствует повышению качества проводимых судебных экспертиз. Ключевым нововведением является установление периодичности пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов – каждые 5 лет. [docs.cntd.ru, сзао.мск.мвд.рф] Это позволяет поддерживать актуальность знаний и навыков экспертов в условиях постоянно развивающейся науки и техники.

2. Экспертно-квалификационные комиссии: структура и функции

Приказ № 222 предусматривает создание двух типов экспертно-квалификационных комиссий:

  • Центральная экспертно-квалификационная комиссия (ЦЭКК): функционирует при РФЦСЭ и рассматривает вопросы аттестации работников РФЦСЭ, директоров региональных центров, а также экспертов, оспаривающих решения региональных ЭКК. [docs.cntd.ru, сзао.мск.мвд.рф]
  • Экспертно-квалификационные комиссии (ЭКК): формируются в региональных центрах судебной экспертизы для аттестации сотрудников данных учреждений. [docs.cntd.ru, сзао.мск.мвд.рф]

В задачи ЭКК входит оценка соответствия квалификации экспертов установленным требованиям, принятие решений об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз, а также рассмотрение вопросов о приостановлении или прекращении действия аттестации.

3. Порядок аттестации экспертов

Для прохождения аттестации эксперт должен соответствовать определенным требованиям, включая наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования по экспертной специальности. [ppt.ru, garant.ru] Важным условием является предоставление положительных рецензий на пять экспертных заключений, выполненных за период, прошедший с момента предыдущей аттестации. [garant.ru, сзао.мск.мвд.рф] Приказ № 222 детализирует процедуру аттестации, включая порядок подачи документов, проведения заседаний ЭКК и принятия решений. Заседания комиссий могут проводиться с использованием видеоконференц-связи, что обеспечивает оперативность и доступность участия в аттестационном процессе. [docs.cntd.ru, сзао.мск.мвд.рф] В перечень материалов, представляемых на рассмотрение комиссии, входят представление руководителя экспертного учреждения, рецензии на экспертные заключения, а также отзывы правоохранительных органов о работе эксперта. [garant.ru, сзао.мск.мвд.рф]

4. Основания для отказа в аттестации и порядок их обжалования

Приказ № 222 устанавливает основания для отказа в аттестации эксперта, к которым относятся отсутствие положительной рецензии на экспертные заключения и недостаточная квалификация эксперта. [garant.ru, сзао.мск.мвд.рф] В случае отказа в аттестации эксперту могут быть рекомендованы прохождение стажировки, курсов повышения квалификации или рецензирование учебных экспертных заключений. Повторное прохождение аттестации возможно не ранее чем через три месяца после получения отказа. [garant.ru, сзао.мск.мвд.рф] Решение региональной ЭКК может быть обжаловано в ЦЭКК.

5. Вступление в силу и переходные положения

Приказ № 222 вступил в силу 15 сентября 2025 года. [rg.ru, ppt.ru] Важно отметить, что Приказ N 222 не содержит переходных положений, поэтому требования этого приказа должны применяться ко всем процедурам аттестации, начатым после вступления его в силу.

Заключение

Приказ № 222 представляет собой важный нормативный правовой акт, направленный на совершенствование правового регулирования экспертной деятельности в Российской Федерации. Основные нововведения, введенные приказом, касаются стандартизации оценки квалификации экспертов, усиления контроля за качеством проводимых судебных экспертиз и обеспечения прозрачности процедуры аттестации. Реализация положений Приказа № 222 будет, вероятно, способствовать повышению уровня доверия к судебной экспертизе и ее роли в отправлении правосудия.